Сдерживать растущие огромными темпами цены на автомобили дилерам помогают разные инструменты: государственные программы, сниженные утилизационные сборы, устойчивый спрос. Однако, этого не хватает, и новые авто продолжают наращивать стоимость. К чему стоит готовиться и какие автомобили окажутся в дефиците в ближайшем будущем? Попробуем разобраться вместе.
Итак, вопреки периодическим жестким локдаунам, акнтиковидным мерам и упадку в разных отраслях экономики объем продаж авто в России продолжает расти. В первой половине 2021 года, по данным Комитета автопроизводителей российские граждане уже купили около 900 000 штук. Это почти на 40% больше в сравнении с 2020 годом. Эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение спроса и повышение показателей 2020 года, как минимум, на 10%.
Рост цен сдержать нельзя
По заверениям крупных производителей авто все попытки замедлить рост ценников постепенно перестают работать. Это обусловлено повышением стоимости сырья: металла (в частности, стали), автомобильных пластиков и других материалов.
Члены Комитета автопроизводителей заявляют, что несмотря на критическую ситуацию с коронавирусом в некоторых российских регионах, полного локдауна, скорее всего, не будет, как минимум, из экономических соображений. Это означает, что не будет и спада продаж на авторынке. Многие дилеры в 2021 году сообщают, что не испытывают трудностей и имеют стабильно высокую прибыль, несмотря на окружающую обстановку.
Однако, цены все равно будут расти. И виной тому не только повышение стоимости материалов, но и ослабление курса российской валюты. В связи с этим, автопроизводители продолжают надеяться на государственную поддержку: именно программы поддержки конечных потребителей помогают сдерживать цены и обеспечивать стабильный спрос. Покупатель всегда с большим доверием относится к государственным субсидиям, в сравнении с дилерскими скидками, сезонными предложениями и другими методами стимуляции спроса.
К примеру, если бы большинство брендов начало бы пользоваться программами льготного кредитования, и они были бы продлены на весь 2021 год, это помогло бы избежать падения спроса.
5%, 10%… еще больше?
В первой половине 2021 года многие модели уже подорожали на 5-10 процентов. Эксперты прогнозируют увеличение цен еще на 10% минимум. Однако, резкого скачка ожидать не следует: автопроизводители разумно подходят к вопросу, грамотно оценивая долгосрочные перспективы. На политику сдерживания цен положительно влияет и курс евро, который в последнее время демонстрирует стабильность по отношению к рублю.
Дальнейший рост будет происходить под влиянием колебания курса валют, перебоев с поставкой материалов, инфляцией.
Если говорить о дефиците, то уже сегодня популярных моделей не хватает. В большинстве автосалонов наиболее востребованные авто представлены по нескольку штук. Ближе к зиме 2021 ситуация должна стабилизироваться, и поставки снова придут в норму.
Если говорить о росте цен, то заметного роста не будет, пока будет спрос. Автомобили дорожали всегда, и это не были существенные скачки. Любая новинка провоцирует взрыв цен, но в обозримом будущем он не будет ощутимым. Некоторые автопроизводители на этом фоне отказываются от скидок, предлагая льготы исключительно на кредитные продукты.
Скорее всего, жесткого дефицита, как и резкого скачка цен на автомобильном рынке не будет. Современные производители научились работать, подстраиваясь под постоянно изменяющиеся условия, грамотно работать с заказами и предугадывать изменение динамики спроса. Автолюбителям не стоит ждать серьезных перемен: ситуация будет стабильной, по крайней мере, сегодня нет факторов, которые могли бы резко ее изменить.